А вот еще одна незаурядная личность, правда не беларус, но потомок персидского шаха. Его дед Бакир ибн Мухаммед Тахки, родился от одной из многочисленных жен персидского шаха. Потом почему-то привезен в Питер, где окрещен по православному обряду и стал Тагеевым. А речь пойдет о его внуке Борисе Леонидовиче Тагееве.
К весне 1904 на его счету было семь книг, все про Среднюю Азию, Афганистан, Памир и подписывался он в них как "Рустам Бек". А "бек" не много ни мало, это "повеливающий", элита. В марте 1904 отправился на войну с Японией в поезде Красного Креста, в качестве корреспондента учёного отдела Генерального штаба. В Маньчжурии участвовал в сражениях с Самсоновым, был ранен в ногу и вместе с генералом лежал в госпитале. Затем попал в Порт-Артур, откуда его с секретными документами отправили на корабле в прорыв на большую землю. Китайскую джонку захватили японцы и Тагеев попал в плен.
Японцы относились к пленным с уважением и содержали их хорошо, им позволялось многое, в том числе получение денег и передач с Родины. Тагеев получал деньги за гонорары от своих книг, одна из них вышла когда он был в плену и была посвящена его заточению. Вскоре в лагерь приехали "агитаторы", которые призывали к свержению царя и ... так он познакомился с председателем с Гаваев, нашим Судзиловским.
Когда подписали Портсмутский мир, Тагеев быстрее всех рванул домой, но застрял в Харбине и был опьянен "ветром свободы" после публикации царского манифеста и событий 1905 года. Там же он узнает о расстреле лейтенанта Шмидта, арестах и ссылках других революционеров. Рустам Бек начинает критиковать правительство, переходит в оппозицию. Его скоро арестовывают, но при помощи сторонников бежит и становится нелегалом. Бежит в Японию, расчитывавет на помощь Рассела-Судзиловского, но напрасно, в Японии тоже неспокойно. Там он влюбляется в жену русского офицера и вынужден с ней бежать в Гонконг, потом Франция. Финансы доводят союз с отбитой супругой до разрыва. Потихоньку Тагеев становится на ноги, торгует модными электро-медицинскими приборами и в тихой Швейцарии он узнает о начале войны.... И отправив статью о стратегических планах России в "Дейли экспресс" почти сразу зачислен в ее штат. Тагеев едет на фронт уже в составе батальона журналистов Британского волонтерского корпуса. Там он избран вице-председателем и получает чин подполковника. Все его должности чисто бутафорские, но фотографии есть и на одной из них он рядом с Артуром Конан Дойль, который тоже записался добровольцем. В составе британской армии с Тагеевым происходят перемены, его революционная прыть исчезает и он с похвалой пишет о царской армии, казаках, дворянстве.
После войны переезжает в США, работает в синдикате Маршалла, знакомится близко с Фордом и посещает его заводы. Форд живо интересуется делами в России, считает, что это большой рынок сбыта. Тагеев тоже не забыл родину и сотрудничает с советской миссией. Его взгляды становятся утопичными, он "видит" как через Беренгов пролив прокладывают тоннель для поездов и машин, как на земле благодаря революции наступает райская жизнь. Он начинает вербовку специалистов для работы в России. Возможно, чересчур активно ибо в 1920 миссию США прикрыли, Советы они не признали и Тагеев возвращается в "рай земной", в холодный и голодный Ленинград, стонущий от тифа и нехватки продуктов. Его новая подружка француженка не выдерживает и года и возвращается в буржуазный мир. Тагеев работает в рев.газетах, с 1926 по 1934 издает девять книг, в которых уже брызжет ядом и клянет всеми словами капитализм, достается и Форду. Как говорят люди в наше время читавшие эти книги талантливого писателя, то невольно испытываешь стыд за всю эту фальшь и злобу.
А вот и шпионский конец престарелого писателя. В 1937 году его арестовали. А уже 4 февраля 1938 он был расстрелян по обвинению в шпионаже в пользу (!!!) японской, английской, американской, итальянской, французской и китайской разведок!!! Вот вам и шпион.
Комментариев нет:
Отправить комментарий